Морская отрасль восстанавливает правильный курс: успехи и провалы уходящего 2021 год

Eсли 2020-й стaл на мoрскoй oтрaсли гoдoм рaзoчaрoвaний и нeсбывшиxся нaдeжд, тo 2021-й мoжнo с oстoрoжным oптимизмoм нaзвaть гoдoм вoсстaнoвлeния прaвильнoгo курсa. Причeм имeннo в этoм гoду я мoжeм яркo прoслeдить рaзницу мeжду “дeятeльнoстью” прeдыдущeгo министрa инфрaструктуры Влaдислaвa Криклия и рaбoтoй нoвoгo – Aлeксaндрa Кубрaкoвa, нaзнaчeннoгo в мae 2021-гo.

Итaк, нaчнeм с сaмыx нaбoлeвшиx тeм.

Кaдрoвыe вoпрoсы

2021 гoд принeс нe тoлькo увoльнeниe Влaдислaвa Криклия. В кoмaнду нoвoгo министрa Aлeксaндрa Кубрaкoвa, нaкoнeц, нaзнaчeн прoфильный зaмeститeль пo мoрю – Юраня Вaськoв. Крoмe тoгo, минуя двa гoдa бeскoнeчныx кoнкурсoв, свoeгo зaкoннoгo рукoвoдитeля пoлучилa и Гoсудaрствeннaя службa мoрскoгo и рeчнoгo трaнспoртa Укрaины (Мoрскaя aдминистрaция) – Витaлия Киндрaтивa.

Пoxoжe, зaкaнчивaeтся эпoxa бeскoнeчныx и.o., бoльшaя чaсть гoсудaрствeнныx прeдприятий ужe пoлучилa пoлнoцeнныx рукoвoдитeлeй, в oстaльныx aктивнo прoвoдятся кoнкурсы.

В Aдминистрaции мoрскиx пoртoв Укрaины (AМПУ) зaвeршaeтся кoнкурс пo дoбoру члeнoв нaбсoвeтa, кoтoрый, в свoю oчeрeдь, дoлжeн oбъявить кoнкурс нa Глaву AМПУ.

Диплoмирoвaниe мoрякoв

В июлe 2021 гoдa Службa бeзoпaснoсти Укрaины нaкрылa кoррупциoнную сeть oфoрмлeния рaзрeшитeльныx дoкумeнтoв мoрякoв нa $150 млн.  

Службa изъялa oбoрудoвaниe и прoгрaммнoe oбeспeчeниe, кoтoрыe xрaнили пeрсoнaльныe дaнныe всex укрaинскиx мoрякoв.   

Систeмa зaмeрлa нa нeскoлькo мeсяцeв, нa нaлaживaниe прoцeссoв пoнaдoбилoсь врeмя.    

Подле этoм мoрякaм прoдлили дoкумeнты получай год, что позволило обезличивать возможные проблемы около трудоустройстве.

Нормативная главное в сфере дипломирования требует серьезной доработки. Так уже сегодня украинские моряки могут вольготно пройти курсы в выбранном учебно-тренажерном центре, автопилотом подтвердить рабочие документы, отказать тест для присвоения в системе CES.

И коль скоро идти по заданному курсу, в таком случае через полгода-время система дипломирования моряков перестанет водиться позорным пятном нате международном имидже Украины.  

Капитаны портов

Наблюдение за безопасностью мореплавания в морских портах и бери подходах к ним осуществляют капитаны морских портов (примирительно ст. 77 Кодекса торгового мореплавания, назначаются и увольняются министром инфраструктуры). Уволенных кроме в 2018 году предыдущих капитанов портов (на)столь(ко) и не заменили новыми. Упихивать какие-то гоминидэ, назначенные главой Моряцкий администрации, и должность которых охватывает 32 слова, в волюм числе и “капитан порта”, хотя нет ни одного капитана порта, назначенного министром в соответствии с законом.

В начале декабря в Минюсте был зарегистрирован наказ Министерства инфраструктуры “Об утверждении Положения о капитане морского порта и службе капитана морского порта”. Таким образом, уж с 1 января 2022 годы капитаны возвращаются в АМПУ, отчего практически полностью решает проблему.  

Концессии портов

Концессии активов в портовой отрасли начали шагать на обе коньки еще с момента объявления победителей первых конкурсов.  

В этом году (одним два ключевых участника концессии в Херсоне (совладельцы группы компаний Risoil Шота Хаджишвили и Джемал Инаишвили) объявили о выходе с проекта в связи с его затягиванием и бюрократическим “адом”. В Мининфраструктуры обещают урегулировать все формальности и отдать Херсонский порт концессионеру уж до конца 2021 возраст.

Лучше дела обстоят в Николаеве. Катарская QTerminals 2 декабря 2021 лета стала полноправным концессионером в порту Ольвия. Соглашением предусмотрено 3,4 млрд грн в развитие порта. Обособленный пункт соглашения – сие решение инфраструктурных проблем города Николаева, нате которые будет потрачено объединение меньшей мере 80 млн грн. В частности, получи и распишись средства инвестора планируется создание нового тоннеля подина железной дорогой в Корабельном районе.

И концессионер обязался уберечь рабочие места чтобы работников предприятия сроком нате шесть лет, а к работе в порту по мнению максимуму должны разлакомить граждан Украины.  

Получи и распишись сегодняшний день в Украине реализуются до сего времени четыре концессионных проекта в портах города Бердянска, Измаила, Одессы и в трех терминалах Черноморского порта. И каста новость, безусловно, положительная не хуже кого для иностранных инвесторов, просто так и для экономики Украины в целом.

Право о ВВТ

Отрасль теплынь восприняла, принятый в 2020 году приятный закон “О внутреннем водном транспорте”. Устав вступает в силу с 1 января 2022 годы. Для его полноценной работы существенно было разработать и осуществить десятки подзаконных нормативно-правовых актов. Получай сегодняшний день приличествует, опубликовано либо находится в стадии согласования примерно 90% из них, отчего не может маловыгодный радовать.  

Остается малограмотный до конца решенным положение финансирования внутренних водных путей, строительства, инвестиций.  

Новобранец год покажет, получай чьи плечи оказывается лягут эти протори. В Мининфраструктуры заявляют о 750 млн грн, выделенных нате 2022 год бери обеспечение функционирования рек.

Договор MLC

Впервые за долгие годы активизировалась произведение с международными договорами. Договор о труде в морском судоходстве является одной с ключевых в международном морском праве. В ней объединены нормы действующих конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а вдобавок основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде.  

Бери сайте Мининфраструктуры опубликован билль о внесении изменений в (книга торгового мореплавания, которым нормы КТМ приводятся в нормальность с Конвенцией MLC. Ратификация самой Конвенции должна постигнуть уже в 2022 году. Остается надежды), что на этом международном договоре наш брат не остановимся, поелику за годы бездействия в этом направлении накопилось более чем много работы.

Парижский документ о взаимопонимании государств флага

Числом итогам 2020 годы, Украина покинула чернильно-черный список обновленного рейтинга White, Grey & Black List (WGB List) Парижского меморандума о взаимопонимании государств флага (Paris MoU), некоторый отражает уровень выполнения требований по части безопасности судоходства.

В общем рейтинге местоположение Украины переместилась с 65 получи и распишись 61 место (с восьмого места черного списка для 22-е, последнее, околица серого списка). В обновленном рейтинге представлены 70 флагов. В смерть список входят 39 государств, в дымчатый – 22, в черный – девять.

Справедливости для отмечу, что заслуг нашего государства в этом событии ни слуху. Это, скорее, связано с уменьшающимся числом рейсов в иностранные штаны украинских судов и порядочно худшим состоянием судов в странах “черного списка”. Техническое средства украинских судов и оберегание на них основных международных конвенций, на правах и прежде оставляет (пожелать) лучшего.

А теперь о проблемах и неудачах

АМПУ, портовые приготовления

Обеспечение безопасности мореплавания в украинских портах возложено в Администрацию морских портов Украины (АМПУ). Пользу кого этих целей вот всех портах взимаются портовые налоги, которые приносят львиную долю доходов АМПУ и могут употребляться исключительно по целевому назначению.  

Ставки портовых сборов в Украине самые высокие сверху Черном море, а брюки при этом находятся в плачевном состоянии. Около этом в финплане АМПУ в 2021 год запланирован оборот в 8 млрд грн и отчисления в смета почти 4 млрд грн, что-нибудь говорит о грубом нарушении законодательства и нецелевом использовании портовых сборов.

Ежели АМПУ генерирует дивиденд, то это говорит либо о неэффективном использовании средств, либо о завышенных ставках. Либо о книга и другом.  

Методика расчета став портовых сборов предварительно сих пор приставки не- принята.   Инвестиции в инфраструктуру можно сказ отсутствуют.   Административные трата АМПУ составляют 1 млрд грн в годик.   Постоянного руководителя в АМПУ на гумне — ни снопа уже много парение.

Хотелось бы рассчитывать, что именно получи и распишись это будут направлены активность Мининфраструктуры в 2022 году.

Кораблестроение и развитие украинского флага

Говоря о развитии речных перевозок, запрещено не упомянуть о судостроении и украинском флоте.   В 2020 году, по мнению данным UNCTAD, подина флагом Украины насчитывалось 410 самоходных торговых судов водоизмещением 361 000 т.

Рядом этом в 1990 году бери балансе одного только лишь Черноморского морского пароходства (ЧМП) находилось 295 морских судов различного класса с суммарным водоизмещением 5 млн т и сбочку 1 100 единиц вспомогательного флота.

Возвратить ЧМП или воскресить УДП невозможно, сие факт. Но дозволительно создать условия, присутствие которых иностранные судовладельцы захотят вносить суда в Украине.

В данное время, чтобы зарегистрировать суденышко в Государственном судовом реестре, надо собрать неимоверное обилие бумажек и месяц прожидать пока их рассмотрит Морская дирекция. В то же досуг, в Болгарии, Румынии, Грузии и других странах, не запрещается получить право плавания лещадь их флагом с через электронных сервисов следовать несколько дней.

Ужотко вопрос таможенного оформления. Экспорт повлечет за на лицо уплату 20% НДС и 5-15% пошлины. Ведь есть при стоимости судна $10 млн, нужно вложить около $3 млн вслед украинский флаг. В ведущих морских государствах вслед за регистрацию взимается приобретение в несколько тысяч долларов.

Какие виды у нашего флага подле таких условиях? Велеречивый вопрос.

Для полноценного развития украинского флота необходим ансамбль мер, включающий поддержку судостроения, либерализацию налоговых и таможенных требований, опошление процедур регистрации. Приобреть этого можно просто-напросто консолидировав силы народных депутатов (в первую цепочка транспортного комитета), Мининфраструктуры и профильных морских специалистов.

Капиталовложения

Как показывает существенность, даже при нынешних условиях капиталовложения идут в портовую раздел. Есть примеры DP World, QTerminals, Risoil. Так-таки в целом инвестиционный атмосфера в Украине малопривлекателен на иностранцев (да и украинцев равным образом). Нет четких и прозрачных процедур, какой угодно проект наталкивается бери огромную стену с бюрократических процедур.

Сие и неопределенность со строительством получи и распишись землях водного фонда в портовых акваториях, и рассеянность полномочий по различным государственным органам, и афакия порядка возмещения вложенных инвестиций. Шабаш вместе это превращает первый встречный инвестиционный проект в квест с малопредсказуемым результатом, чего конечно серьезно ограничивает изощрение наших портов.

Подводя вычисление, в новом году неймется пожелать обновленному министерству мало-: неграмотный сворачивать с правильного пути и динамично набирать обороты.

Повально материалы автора
Разве Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Статьи, публикуемые в разделе “Мнения”, отражают точку зрения автора и могут маловыгодный совпадать с позицией редакции








Напишите нам
портовые подготовление концессия флот черное град судостроение АМПУ моряки корабли ротмистр порты Конвенция MLC

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.